Вход ►
Логин:
Пароль:
 
Регистрация!
Забыли пароль?

Тысячи лет назад (продолжение)

Опубликовано: 3460 дней назад (17 ноября 2014)
0
Голосов: 0
Охота велась небольшими группами, использовались также различные загородки, ловушки. В Кокшарово в мезолитическом слое найдены кости собаки. Значит, уже тогда наш предок приручил ее и использовал для добычи животных. Развит был сбор орехов, кореньев, ягод, яиц. В конце мезолита большое значение наряду с охотой приобрело рыболовство, о чем свидетельствуют найденные при раскопках гарпуны, ловушки для рыб, грузила. В сочетании долговременных поселений и сезонных стоянок отразились особенности мезолитического хозяйства, когда в определенное время года жители отправлялись за зверем или рыбой в места их миграций (передвижений) и скоплений.
В период неолита в хозяйстве, как и раньше, сочетались охота, рыболовство и собирательство. Продолжала возрастать роль рыболовства, усложнились приемы охоты. Для нее использовали различные приспособления, лыжи, сани, лодки. Неолит называют еще веком керамики. Гончарство — изготовление глиняной посуды — становится важным занятием в это время.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.
Это техническое открытие неолитической эпохи. Керамика — важный момент перехода первобытного хозяйства от присваивающего к производящему. Другие составляющие этого процесса, получившего название неолитическая революция — развитие скотоводства и земледелия. Правда, у племен, живших в эпоху неолита в Салдинском районе, занятия скотоводством и земледелием почти не просматриваются. Зато салдинские памятники этой эпохи полны керамики. Посуды делали много, так как она шла не только для приготовления пищи, но и для хранения продовольственных запасов. Изготовление такой посуды означало, что впервые в массовый технологический процесс была включена энергия огня. В результате термической обработки получали материал, резко отличающийся по свойствам от исходного.
Для изготовления посуды использовались глины, к которым примешивались органические и минеральные добавки (камень, песок, тальк, слюда). Первые изделия, которые лепили руками, имели яйцевидную, полуяйцевидную, реповидную форму с приостренным дном. Венчики сосудов были утолщены с внутренней стороны. Вся поверхность сосудов была покрыта узорами, прочерченными или отпечатанными на сырой глине. Инструментами для нанесения орнамента являлись палочки, кости, челюсти мелких животных, специальные штампы, чаще других — гребенчатый, отпечатки которого похожи на оттиски современной расчески. На кокшаровской керамике преобладал именно гребенчатый, а также волнистый орнамент, хотя встречались узоры из вертикальных линий, взаимопроникающих треугольников. На некоторых поселениях Урала находили сосуды, по верхнему краю которых были нанесены изображения голов различных животных: медведя, пушного зверя. На находке в Салдинском районе мы видим стилизованное изображение, напоминающее морду лося. Возможно, это — ритуальные сосуды, а изображение животных на них связано с функцией оберегания содержимого. В керамике Кокшаровского кургана был обнаружен и новый тип орнамента на керамике, который традиционно считали не свойственным уральскому неолиту — ямочные рисунки. Последние сочетались с волнистоструйчатыми узорами.
В последующие эпохи — энеолит, бронза, раннее и позднее железо — вплоть до начала II тысячелетия нашей эры структура хозяйственной деятельности населения лесной полосы Среднего Урала существенных изменений не претерпела. Основные продукты для существования по- прежнему давали охота и рыболовство. Земледелие было развито слабо. Возделывали зерновые культуры — ячмень и просо примитивным мотыжным способом, когда почву моментами в духовной жизни тех людей, как тотемизм, магия, мифотворчество. Тотемизм — это форма религии раннеродового строя, характеризующаяся верой в сверхъестественную связь и кровную близость данной родовой группы с каким-либо тотемом (животным, растением, предметом или явлением природы), который считался родоначальником, покровителем рода. Чаще всего тотемами были промысловые животные: лось, медведь, птицы. Магия — колдовство, волшебство, совокупность обрядов, связанных с верой в способность человека воздействовать на природу, людей, животных, богов. У предков манси магия носила охотничье- промысловый характер. Она состояла в клятве перед лапой или зубом особо почитаемого животного — медведя, в честь которого устраивался даже особый «медвежий» праздник. Кроме того организовывался и «лосиный» праздник в честь другого уважаемого зверя, который являлся символом достатка и благополучия. Были иные священные животные и птицы, в связи с убийством которых полагалось приносить жертвы духам. То же наблюдалось в отношении некоторых пород рыб — осетра, налима, щуки. Духам леса и воды, покровителям охоты и рыбной ловли также приносились жертвы, а в их честь устраивались праздники.
Охотничья магия включала в себя также имитацию борьбы охотника со зверем, поражение его копьем.
На этих ранних стадиях развития культуры у наших далеких предков выскристаллизовались мифологические представления. Миф — это способ осмысления природной и социальной действительности на ранних стадиях общественного развития, проявляющийся в очеловечивании окружающей среды, в одушевлении космоса, в стремлении человека сделать мир подобным себе, а значит понятным и ясным.
В соответствии с мифологическими взглядами угров землю сотворил бог — демиург Нуми-Торум с помощью водоплавающей птицы или младшего брата в облике птицы (мансийский Куль-Отыр). Причем бог создает все полезное, а его помощник — антипод — все вредное. Мир разделен на три уровня: верхний (небо с Полярной звездой в центре), средний (земля, окруженная водой), нижний (загробный мир холода и мрака). Мировая ось — дерево, гора, столб, река. Каждому уровню соответствуют определенные божества. Верхнему — демиург, громовник, среднему — женские божества, выступающие супругами высших богов (мансийская Калтош); нижнему — божества мрака и смерти. На земле обитают также божества — покровители промыслов и духи — хозяева сил природы (воды, ветра, леса, огня и т. д.). Особое место в мифологической традиции занимают родоначальники и культурные герои.
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

  Верхнесалдинский краеведческий музей © 2014 - 2024
 Разработка
Яндекс.Метрика