Вход ►
Логин:
Пароль:
 
Регистрация!
Забыли пароль?

Старинные свидетели счастливого детства

29 сентября 2020 - МБУК ВСКМ
Старинные свидетели счастливого детства

 


В музее хранится много удивительных вещей, среди которых есть даже кости животных. Это оказывается интересный артефакт, который использовали многие поколения россиян в любимой игре - «БАБКИ».

 


Энциклопедия Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона объясняет это название так:

«Бабка - первый сустав или фаланг пальца жвачных животных. Эта кость служит для игры «в бабки», которая распространена по всей России, как в деревнях, так и в городах».

 

 


От игры в «бабки» был в восторге Александр Сергеевич Пушкин. Он даже написал стихотворение, увидев скульптуру Николая Пименова «Парень, играющий в бабки»:

Юноша трижды шагнул,
Наклонился, рукой о колено

Бодро оперся,

Другой поднял меткую кость.

Вот уж прицелился… прочь!

Раздайся, народ любопытный,

Врозь расступись;

Не мешай русской удалой игре.

         
 
 
А в 1870 г. знаменитый русский художник Владимир Маковский написал картину «Игра в бабки», и ее тот час купил Павел Михайлович Третьяков для своей знаменитой галереи.


 


История возникновения этой увлекательной игры сокрыта во тьме тысячелетий. И в Древнем Египте, и в Древней Греции играли в кости. Древние греки пытались предсказывать будущее с помощью костяшек бараньих задних ног - «астрагалов» - со временем их стали использовать в качестве игральных костей. 

Об этом рассказывают рисунки на древнегреческих вазах и статуэтки изображающие игру в кости.

 

Есть сведения, что уже в VI - VIII вв. эта игра была популярна на Руси. Для нее используются «бабки» - специально обработанные кости суставов ног коров, свиней, овец. У каждого игрока должна быть своя бита и 3-10 бабок.

В качестве биты была более крупная «бабка», которую просверливали и заливали свинцом или оловом, или для веса забивали гвоздь…

 

Такие бабки-биты часто находят археологи в слоях древнерусских городов.

Правила игры складывались и проверялись многими поколениями. Существуют десятки вариантов игры и все они подчинены одной задаче: сбить битой «бабку», стоящую на линии кона.


В основном играли летом, на свежем воздухе. В определенном месте выстраивали в один ряд «бабки», их количество заранее оговаривали. Одинаковое количество «бабок» выставлялось с той и другой стороны - будь соперники индивидуальные или коллективные.

 

Стоящие попарно бабки называются гнездом, а все гнездо коном. Мечта каждого игрока - одним ударом выбить гнездо, а то и два. Определяли расстояние, с которого полагалось бить: обычно это 7-8 метров; выбившие половину бабок перемещались на другую линию боя - на 2-3 метра вперед.

 

Потом решали, в какой очередности бить, т. е. бросать битки по «бабкам». С этой целью - с одного места и в одном направлении - бросали битки: кто дальше всех забросит - тому начинать, кто поближе - тому быть вторым и т. д.


Каждому по очереди разрешался один бросок. Выбитые из кона «бабки» считались выигранными - сколько выбьешь, столько и выиграешь; не попадешь - значит, не только не выиграешь, но и проиграешь те «бабки», которые поставил из своего кармана.


 

 

 

Когда выбьют весь кон, подсчитывают трофеи и потери и выставляют новый ряд «бабок» - все поровну. У кого не окажется нужного количества «бабок», тот выбывает из игры: он - банкрот. И так играют до тех пор, пока кто-то не соберет все «бабки» в свой карман (если играли на один кон) или в общий котел одной команды (если играли двумя коллективами).


Выражение «подбивать бабки» и «сшибать бабки» - следствие увлеченности этой азартной игрой.


 

     


 

У нас на Урале эту игру называли игра в «ПАНКИ». «Панком» называли крупные говяжьи «бабки». Один «панок» считался за две «бабки». Часто «бабки» помечали краской, чтобы не спутать с другими.

 

Из воспоминаний н. XX в.:

«…Часто играли в бабки. И тоже на утоптанных тропках-дорожках. Бабки надо свои иметь, чем больше, тем лучше: можно не бояться совсем все проиграть, а потом уже и не быть вообще участником игры. А чтобы иметь их больше, надо или выигрывать или дома мало-помалу накопить: когда из ног коров, бычков или нетелей мать студень-холодец варит, бабки-косточки вывариваются. Они держатся в ноге попарно - панок и шлюшка - в нижнем суставе.

Чтобы выигрывать, надо уметь хорошо целиться и попадать в «кон» (строй) бабок своим тяжелым панком. Хорошо тем парням, у кого есть «налитыш», залитый свинцом панок. Кое у кого есть даже чугунные: отлил на заводе родитель или старший брат. Бывает свой, заводской, вариант игры в бабки, когда не бьют в кон бабок сверху, а пускают по дорожке чугунную плитку в форме плоского эллипса (разумеется, поставка каких-нибудь дядей с завода).

Иногда в бабки хотят играть и большие парни. У них с собой нет бабок, так вступают в игру с медными денежками. Ежели поставлена копейка под бабку, собьешь эту бабку - заберешь и копейку. Бабки служат самой мелкой разменной монетой...».


 



Так как на Урале много металлургических заводов, то здесь биты для игры в «бабки» отливали из чугуна. Были биты именные, с инициалами, с рисунками - у каждого игрока была своя любимая бита.

Во многих уральских музеях сохранились такие экспонаты, рассказывающие о самой распространенной русской игре.


 

    

 

 

В экспозиции музея истории Невьянского края представлена жанровая сценка дореволюционного Урала - детская игра в «бабки».

Современное подрастающее поколение играет в футбол, хоккей, но всего 50 лет тому назад у салдинских детей можно было увидеть мешочки с панками и несколько железных «любимых» бит.


 

 


 

 

Эти «бабки» в Верхнесалдинский краеведческий музей принес Владилен Григорьевич Дьячков, член Клуба «Родовое гнездо», салдинский краевед.

 

Вот таких свидетелей детских счастливых моментов хранит наш музей.


Ирина Николаевна Танкиевская, экскурсовод


Комментарии (1)
Виктор Студенцов # 18 июня 2021 в 00:23 0
В детском художественном фильме "Тайна зеленого бора" (1960) все дети имеют свои панки.
  Верхнесалдинский краеведческий музей © 2014 - 2024
 Разработка
Яндекс.Метрика