Вход ►
Логин:
Пароль:
 
Регистрация!
Забыли пароль?

Старинные свидетели счастливого детства

29 сентября 2020 - МБУК ВСКМ
Старинные свидетели счастливого детства

 


В музее хранится много удивительных вещей, среди которых есть даже кости животных. Это оказывается интересный артефакт, который использовали многие поколения россиян в любимой игре - «БАБКИ».

 


Энциклопедия Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона объясняет это название так:

«Бабка - первый сустав или фаланг пальца жвачных животных. Эта кость служит для игры «в бабки», которая распространена по всей России, как в деревнях, так и в городах».

 

 


От игры в «бабки» был в восторге Александр Сергеевич Пушкин. Он даже написал стихотворение, увидев скульптуру Николая Пименова «Парень, играющий в бабки»:

Юноша трижды шагнул,
Наклонился, рукой о колено

Бодро оперся,

Другой поднял меткую кость.

Вот уж прицелился… прочь!

Раздайся, народ любопытный,

Врозь расступись;

Не мешай русской удалой игре.

         
 
 
А в 1870 г. знаменитый русский художник Владимир Маковский написал картину «Игра в бабки», и ее тот час купил Павел Михайлович Третьяков для своей знаменитой галереи.


 


История возникновения этой увлекательной игры сокрыта во тьме тысячелетий. И в Древнем Египте, и в Древней Греции играли в кости. Древние греки пытались предсказывать будущее с помощью костяшек бараньих задних ног - «астрагалов» - со временем их стали использовать в качестве игральных костей. 

Об этом рассказывают рисунки на древнегреческих вазах и статуэтки изображающие игру в кости.

 

Есть сведения, что уже в VI - VIII вв. эта игра была популярна на Руси. Для нее используются «бабки» - специально обработанные кости суставов ног коров, свиней, овец. У каждого игрока должна быть своя бита и 3-10 бабок.

В качестве биты была более крупная «бабка», которую просверливали и заливали свинцом или оловом, или для веса забивали гвоздь…

 

Такие бабки-биты часто находят археологи в слоях древнерусских городов.

Правила игры складывались и проверялись многими поколениями. Существуют десятки вариантов игры и все они подчинены одной задаче: сбить битой «бабку», стоящую на линии кона.


В основном играли летом, на свежем воздухе. В определенном месте выстраивали в один ряд «бабки», их количество заранее оговаривали. Одинаковое количество «бабок» выставлялось с той и другой стороны - будь соперники индивидуальные или коллективные.

 

Стоящие попарно бабки называются гнездом, а все гнездо коном. Мечта каждого игрока - одним ударом выбить гнездо, а то и два. Определяли расстояние, с которого полагалось бить: обычно это 7-8 метров; выбившие половину бабок перемещались на другую линию боя - на 2-3 метра вперед.

 

Потом решали, в какой очередности бить, т. е. бросать битки по «бабкам». С этой целью - с одного места и в одном направлении - бросали битки: кто дальше всех забросит - тому начинать, кто поближе - тому быть вторым и т. д.


Каждому по очереди разрешался один бросок. Выбитые из кона «бабки» считались выигранными - сколько выбьешь, столько и выиграешь; не попадешь - значит, не только не выиграешь, но и проиграешь те «бабки», которые поставил из своего кармана.


 

 

 

Когда выбьют весь кон, подсчитывают трофеи и потери и выставляют новый ряд «бабок» - все поровну. У кого не окажется нужного количества «бабок», тот выбывает из игры: он - банкрот. И так играют до тех пор, пока кто-то не соберет все «бабки» в свой карман (если играли на один кон) или в общий котел одной команды (если играли двумя коллективами).


Выражение «подбивать бабки» и «сшибать бабки» - следствие увлеченности этой азартной игрой.


 

     


 

У нас на Урале эту игру называли игра в «ПАНКИ». «Панком» называли крупные говяжьи «бабки». Один «панок» считался за две «бабки». Часто «бабки» помечали краской, чтобы не спутать с другими.

 

Из воспоминаний н. XX в.:

«…Часто играли в бабки. И тоже на утоптанных тропках-дорожках. Бабки надо свои иметь, чем больше, тем лучше: можно не бояться совсем все проиграть, а потом уже и не быть вообще участником игры. А чтобы иметь их больше, надо или выигрывать или дома мало-помалу накопить: когда из ног коров, бычков или нетелей мать студень-холодец варит, бабки-косточки вывариваются. Они держатся в ноге попарно - панок и шлюшка - в нижнем суставе.

Чтобы выигрывать, надо уметь хорошо целиться и попадать в «кон» (строй) бабок своим тяжелым панком. Хорошо тем парням, у кого есть «налитыш», залитый свинцом панок. Кое у кого есть даже чугунные: отлил на заводе родитель или старший брат. Бывает свой, заводской, вариант игры в бабки, когда не бьют в кон бабок сверху, а пускают по дорожке чугунную плитку в форме плоского эллипса (разумеется, поставка каких-нибудь дядей с завода).

Иногда в бабки хотят играть и большие парни. У них с собой нет бабок, так вступают в игру с медными денежками. Ежели поставлена копейка под бабку, собьешь эту бабку - заберешь и копейку. Бабки служат самой мелкой разменной монетой...».


 



Так как на Урале много металлургических заводов, то здесь биты для игры в «бабки» отливали из чугуна. Были биты именные, с инициалами, с рисунками - у каждого игрока была своя любимая бита.

Во многих уральских музеях сохранились такие экспонаты, рассказывающие о самой распространенной русской игре.


 

    

 

 

В экспозиции музея истории Невьянского края представлена жанровая сценка дореволюционного Урала - детская игра в «бабки».

Современное подрастающее поколение играет в футбол, хоккей, но всего 50 лет тому назад у салдинских детей можно было увидеть мешочки с панками и несколько железных «любимых» бит.


 

 


 

 

Эти «бабки» в Верхнесалдинский краеведческий музей принес Владилен Григорьевич Дьячков, член Клуба «Родовое гнездо», салдинский краевед.

 

Вот таких свидетелей детских счастливых моментов хранит наш музей.


Ирина Николаевна Танкиевская, экскурсовод


Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

  Верхнесалдинский краеведческий музей © 2014 - 2020
 Разработка
Яндекс.Метрика