В музее
хранится много удивительных вещей, среди которых есть даже кости животных. Это
оказывается интересный артефакт, который использовали многие поколения россиян
в любимой игре - «БАБКИ».
Энциклопедия
Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона объясняет это название так:
«Бабка -
первый сустав или фаланг пальца жвачных животных. Эта кость служит для игры «в
бабки», которая распространена по всей России, как в деревнях, так и в
городах».
От игры в
«бабки» был в восторге Александр Сергеевич Пушкин. Он даже написал стихотворение,
увидев скульптуру Николая Пименова «Парень, играющий в бабки»:
Юноша трижды шагнул,
Наклонился, рукой о колено
Бодро оперся,
Другой поднял меткую кость.
Вот уж прицелился… прочь!
Раздайся, народ любопытный,
Врозь расступись;
Не мешай русской удалой игре. |
|
А в 1870
г. знаменитый русский художник Владимир Маковский написал картину «Игра в
бабки», и ее тот час купил Павел Михайлович Третьяков для своей знаменитой
галереи.

История
возникновения этой увлекательной игры сокрыта во тьме тысячелетий. И в Древнем
Египте, и в Древней Греции играли в кости. Древние греки пытались предсказывать
будущее с помощью костяшек бараньих задних ног - «астрагалов» - со временем их
стали использовать в качестве игральных костей.
Об этом
рассказывают рисунки на древнегреческих вазах и статуэтки изображающие игру в
кости.
Есть
сведения, что уже в VI - VIII вв. эта игра была популярна на Руси. Для нее
используются «бабки» - специально обработанные кости суставов ног коров,
свиней, овец. У каждого игрока должна быть своя бита и 3-10 бабок.
В качестве
биты была более крупная «бабка», которую просверливали и заливали свинцом или
оловом, или для веса забивали гвоздь…
Такие
бабки-биты часто находят археологи в слоях древнерусских городов. |
 |
Правила
игры складывались и проверялись многими поколениями. Существуют десятки
вариантов игры и все они подчинены одной задаче: сбить битой «бабку», стоящую
на линии кона.
В основном
играли летом, на свежем воздухе. В определенном месте выстраивали в один ряд
«бабки», их количество заранее оговаривали. Одинаковое количество «бабок»
выставлялось с той и другой стороны - будь соперники индивидуальные или
коллективные.
Стоящие
попарно бабки называются гнездом, а все гнездо коном. Мечта каждого игрока -
одним ударом выбить гнездо, а то и два. Определяли расстояние, с которого
полагалось бить: обычно это 7-8 метров; выбившие половину бабок перемещались на
другую линию боя - на 2-3 метра вперед.
Потом
решали, в какой очередности бить, т. е. бросать битки по «бабкам». С этой целью
- с одного места и в одном направлении - бросали битки: кто дальше всех
забросит - тому начинать, кто поближе - тому быть вторым и т. д.
Каждому по
очереди разрешался один бросок. Выбитые из кона «бабки» считались выигранными -
сколько выбьешь, столько и выиграешь; не попадешь - значит, не только не
выиграешь, но и проиграешь те «бабки», которые поставил из своего кармана.

Когда
выбьют весь кон, подсчитывают трофеи и потери и выставляют новый ряд «бабок» -
все поровну. У кого не окажется нужного количества «бабок», тот выбывает из
игры: он - банкрот. И так играют до тех пор, пока кто-то не соберет все «бабки»
в свой карман (если играли на один кон) или в общий котел одной команды (если
играли двумя коллективами).
Выражение
«подбивать бабки» и «сшибать бабки» - следствие увлеченности этой азартной
игрой.

У нас на
Урале эту игру называли игра в «ПАНКИ». «Панком» называли крупные говяжьи
«бабки». Один «панок» считался за две «бабки». Часто «бабки» помечали краской,
чтобы не спутать с другими.
Из
воспоминаний н. XX в.:
«…Часто
играли в бабки. И тоже на утоптанных тропках-дорожках. Бабки надо свои иметь,
чем больше, тем лучше: можно не бояться совсем все проиграть, а потом уже и не
быть вообще участником игры. А чтобы иметь их больше, надо или выигрывать или
дома мало-помалу накопить: когда из ног коров, бычков или нетелей мать
студень-холодец варит, бабки-косточки вывариваются. Они держатся в ноге попарно
- панок и шлюшка - в нижнем суставе.
Чтобы
выигрывать, надо уметь хорошо целиться и попадать в «кон» (строй) бабок своим
тяжелым панком. Хорошо тем парням, у кого есть «налитыш», залитый свинцом
панок. Кое у кого есть даже чугунные: отлил на заводе родитель или старший
брат. Бывает свой, заводской, вариант игры в бабки, когда не бьют в кон бабок
сверху, а пускают по дорожке чугунную плитку в форме плоского эллипса
(разумеется, поставка каких-нибудь дядей с завода).
Иногда в
бабки хотят играть и большие парни. У них с собой нет бабок, так вступают в
игру с медными денежками. Ежели поставлена копейка под бабку, собьешь эту бабку
- заберешь и копейку. Бабки служат самой мелкой разменной монетой...».

Так как на
Урале много металлургических заводов, то здесь биты для игры в «бабки» отливали
из чугуна. Были биты именные, с инициалами, с рисунками - у каждого игрока была
своя любимая бита.
Во многих
уральских музеях сохранились такие экспонаты, рассказывающие о самой
распространенной русской игре.

В
экспозиции музея истории Невьянского края представлена жанровая сценка
дореволюционного Урала - детская игра в «бабки».
Современное
подрастающее поколение играет в футбол, хоккей, но всего 50 лет тому назад у
салдинских детей можно было увидеть мешочки с панками и несколько железных
«любимых» бит.


Эти «бабки» в Верхнесалдинский краеведческий музей принес Владилен Григорьевич Дьячков,
член Клуба «Родовое гнездо», салдинский краевед.
Вот таких
свидетелей детских счастливых моментов хранит наш музей.
Ирина Николаевна Танкиевская, экскурсовод